Что должен знать и уметь будущий первоклассник
группы детского сада ваш ребёнок при записи в 1 класс
должен:
- Знать свое имя и фамилию, адрес, имена членов семьи.
- Знать времена года, названия месяцев, дней недели, уметь различать цвета.
- Уметь пересчитывать группы предметов в пределах 10.
- Уметь увеличивать или уменьшать группу предметов на заданное количество (решение задач с группами предметов), уравнивать множество предметов.
- Уметь сравнивать группы предметов — больше, меньше или равно.
- Уметь объединять предметы в группы (мебель, транспорт, одежда, обувь, растения, животные и т. д).
- Уметь находить в группе предметов лишний — например, из группы «Одежда» убрать цветок.
- Уметь высказывать свое мнение, построив законченное предложение.
- Иметь элементарные представления об окружающем мире: о профессиях, о предметах живой и неживой природы, о правилах поведения в общественных местах.
- Иметь пространственные представления (право, лево, вверх, вниз, под, над, из-за, из-под чего-либо).
- Уметь культурно общаться с другими детьми.
- Слушать старших и выполнять их распоряжения
Экипировка будущего первоклассника
Гигиенисты правильно считают, что детской одежде следует быть лёгкой, мягкой, рационально сконструированной. Самочувствие ребёнка в большой степени зависит от свойств материалов, из которых изготовлена одежда, особенно первый слой, контактирующий с кожным покровом. Лучшие ткани для изготовления детского белья – хлопчатобумажные. Возможны также натуральный шёлк и шерсть, а из синтетики – вискоза. Изделия из нейлона, капрона и других искусственных волокон желательно исключить.
Не менее важно правильно подобрать обувь ребёнку. Стопа ребёнка, образованная хрящами, может легко деформироваться, поэтому обувь не должна её сжимать, нарушая крово- и лимфообращение, препятствуя естественному росту ноги. Покупая обувь, помните: длина следа должна быть больше стопы – в носочной части, перед пальцами необходим припуск в 10 мм.
Важное значение для правильного развития и роста ноги имеет подошва. Небольшой каблук обязателен. Его высота для дошкольников составляет 5-10 мм, для школьников 8-12 лет – не менее 20 мм.
Не последнее место в экипировке будущего первоклассника занимает вопрос о том, в чём носить школьные принадлежности. Что выбрать: портфель, сумку с плечевым ремнём или ранец? Наш совет – ранец.
Ранец на спине позволяет равномерно распределять нагрузку, освобождает руки. Выбирая покупку, обращайте внимание не только на красоту и яркость. Лучше выбрать лёгкий, прочный, с водоотталкивающей пропиткой или покрытием ранец. Подкладка должна быть из легко моющегося материала. Очень важно, чтобы задняя стенка была плотной, хорошо прилегающей к спине, «держала» позвоночник, не давая ему искривляться. Плечевые ремни должны регулироваться по длине, ширина их не должна быть менее 3,5-4 см.
- пенал (плоский, лучше на одной молнии)
в пенале: ручка синяя – 2 шт.,простой карандаш ТМ – 2 шт., линейка 20 см – 1 шт., ластик – 1 шт., цветные карандаши – 12 цветов, точилка закрытая – 1 шт.
- обложки для тетрадей (плотные)
- обложки для учебников (плотные)
- папка для тетрадей (лучше пластиковая)
- счетные палочки
- для урока физкультуры:
спортивная форма (белая футболка, темные спортивные брюки) и
спортивная обувь (лёгкая, с легко сгибаемой подошвой)
- мешок для сменной обуви и сменную обувь ( в школе обязательна)
Рекомендации родителям первоклассника
• Ваш ребенок пошел в школу. Но не считайте, что в школу пошли вы. У вас много дел и без этого.
• Не старайтесь увидеть в ребенке десятиклассника. Будьте готовы, что учеником он станет спустя некоторое время. Парта, ранец, тетради еще не делают из него ученика.
• Уважайте новую жизнь ребенка. Теперь уже не вы решаете, с кем он сидит за одной партой, какими должны быть его взаимоотношения с учительницей и одноклассниками. Все это теперь его собственные уроки жизни, которые, поверьте, важнее школьного расписания.
• Меньше отвечайте за его пребывание в школе и больше - за пребывание дома. Дом теперь приобретает для ребенка гораздо большее значение, чем раньше.
• Старайтесь не демонстрировать возможностей ребенка перед сверстниками. Важнее, чтобы он почувствовал себя равным другим, хотя бы в первом классе.
• Попробуйте запомнить имена учителей, одноклассников, их родителей. Иногда это может оказаться важным в самых неожиданных обстоятельствах.
• Старайтесь не входить в магазины и не делайте побочных дел по дороге в школу. Беседуйте с ребенком, спрашивайте об уроках, которые сегодня предстоят. То есть проявляйте уважение к школе как самому важному делу вашего ребенка.
• На первых порах просите ребенка «подсказать» вам как, дойти до дома. Советуйтесь: а что, если мы пройдем по другой улице? Ребенку важно, проведя несколько часов в школе, почувствовать пространство. Просто побыть в движении.
• Дойдите с ребенком до одной или двух соседних школ. Он должен ощущать, что его школа не единственная.
• Помогайте ребенку поддерживать связь с его дошкольной жизнью. Зайдите вместе с ним в детский сад, чтобы поздороваться с воспитателями, рассказать о школе. Дайте покачаться на качелях. Загляните в гости к кому-то из соседских детей, с кем ваш ребенок дружил до школы.
• И еще! Человек, который пошел в школу, преисполнится достоинства, если у него появится собственный будильник, который он с вечера сам поставит на определенное время.
• И еще очень важно - уважение к миру ребенка. Не заглядывайте в ранец без его ведома. Он должен быть уверен, что отныне без его разрешения никто не будет трогать вещи, принадлежащие ему.
• Хорошо бы завести тетрадь для ежедневных записей или рисунков. В этой тетради он сможет описывать каждый свой день (хотя бы одно событие). Благодаря этой возможности появится опыт размышлений о себе и своей жизни. • Испытывать уважение к ребенку как к личности.
• Сохранять доброжелательную эмоциональную атмосферу в семье.
• Развивать и поддерживать интерес ребенка к обучению. • Убеждать ребенка соблюдать правила поддерживания здоровья, развивать необходимые для этого навыки.
• Поощрять успехи ( «Ты сможешь, ты способен»), не акцентировать внимание на неудачах при обучении.
• Не требовать любой ценой только высоких результатов и оценок.
• Объяснять, как важно получать новые знания и развивать свои способности.
• Не наказывать ребенка ограничением его двигательной активности (не запрещать гулять вместе с другими детьми на свежем воздухе).
• Строго придерживаться режима дня.
• Перенести на субботу просмотр телевизионных передач, компьютерные игры (с целью ограничения времени пребывания в статичной позе).
• Совершать в выходные дни семейные прогулки на свежем воздухе, выезды на природу, по возможности организовать посещение бассейна.
• Во время домашнего задания (не более 90 минут) проводить физкультминутки, следить за осанкой ребенка.
• Для мобилизации внимания ребенка напоминать правило: «Успевай»: «Делай все скорее сам, не смотри по сторонам, Делом занимайся, а не отвлекайся!»
• Два раза в неделю выполнять с ребенком комплекс из семи упражнений для укрепления мышц спины, плечевого пояса и живота (с целью сохранения правильной осанки).
• Вместе с ребенком как можно чаще делать «пальчиковую» гимнастику, используя песенки для улучшения вентиляции легких и поддерживания хорошего настроения.
• Проводить релаксационную гимнастику с использованием аудиозаписи звуков природы (лежа на спине в расслабленном состоянии с закрытыми глазами, в течение 10 минут).
• Следить, чтобы после школы ребенок гулял на свежем воздухе 30 – 60 минут. • Обеспечить отход ребенка ко сну не позже 21.00.
• За 10 минут до отхода ребенка ко сну проветрить комнату.
• Перед сном предложить ребенку принять ванну с водой комфортной температуры, при этом следить за тем, чтобы он закрыл глаза и лежал не двигаясь.
• Посидеть на кровати рядом с ребенком; мягко, плавно погладить его по спине вдоль позвоночника, поцеловать, сказать, что завтра все будет хорошо, все у него получится, что он очень умный и добрый.
• Следить, чтобы пробуждение ребенка было плавным (он должен полежать в кровати не менее 10 минут; ставить будильник у изголовья детской кровати противопоказано).
• Проводить с ребенком водные гигиенические процедуры, а после проветривания комнаты – утреннюю гимнастику под музыку.
• Перед завтраком дать ребенку выпить стакан фруктового или овощного сока.
• Использовать при приготовлении блюд продукты, богатые минералами и микроэлементами, белками, легкими углеводами, витаминами.
• В период риска заболевания ОРВИ давать в виде добавки к супам чеснок и зеленый лук.
• Обеспечить ребенка одеждой из натуральных волокон, чтобы она способствовала полноценному кожному дыханию и правильному теплообмену.
• Нужно убедительно сказать ребенку, что после физкультуры необходимо снять спортивную майку и надеть сухую сменную. Предупредить ребенка, что сразу после физкультуры нельзя пить холодную воду (если очень хочется пить, взять в столовой теплый сладкий чай с лимоном).
Очень надеемся, что наши рекомендации помогут малышу быстрее и легче адаптироваться к новой социальной роли.